Мы вконтакте. Мы с Twitter  

Убеждая – убеждай!

В практике менеджмента умение убеждать – особо ценное. Убеждать – значит «одерживать верх» в спорных вопросах — как в ситуациях «один – на — один», так и в ходе публичных выступлений. На Западе и бизнесмены, и политики проходят школу дебатов еще в студенческие годы.

С точки зрения теории общения, ситуации, в которых люди спорят друг с другом, следует называть ситуациями агональной коммуникации. Напомним, что «агон» — греческое слово, обозначающее «соревнование», «состязание». Спор – это состязание мыслей, идей, мнений: побеждает тот, кто наилучшим образом смог отстоять свою позицию.
В странах Европы и США искусство ведения дебатов или аргументированных споров уже к началу 19 века сформировалось как теоретическое и практическое направление в системе образования. Студенческая игра «Дебаты» очень популярна на Западе: в частности, Билл Клинтон в молодости был одним из чемпионов. В России существует несколько клубов дебатов: в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Пожалуй, игру «Дебаты» есть смысл рекомендовать к проведению в собственных рабочих коллективах руководителям и тренинг-менеджерам различных компаний.
Консультант по управлению и организационному развитию, генеральный директор компании «Тренинг-Бутик» Марк Кукушкин (Москва) считает, что умение вести дебаты помогает человеку, прежде всего, сохранить себя как личность в условиях конкурентной культуры, свойственной сегодняшнему обществу. По материалам проведенного в Калининграде мастер-класса Марка Кукушкина мы предлагаем в нашей статье несколько простых правил «победоносного» ведения деловых споров.

Структура изложения мысли

Перед тем, как излагать какую-либо идею, вам следует мысленно набросать план изложения, что полезно, прежде всего, во время публичного выступления. Грамотное построение вашей речи автоматически укажет на структурирующий характер вашего мышления. Например, во время личной презентации товара вначале следует представиться, затем озвучить в виде тезиса тему, которую вы собираетесь раскрыть. Озвучьте план, согласно которому, вы будете говорить, и приступайте непосредственно к развернутому изложению вашей мысли.
— Выступая перед экзаменационной комиссией, абитуриентка МГУ представилась, озвучила билет, и сказала: «Я буду отвечать по следующему плану». Дальнейший ответ не понадобился: комиссия оценила умение последовательно и структурно излагать тему, — привел случай успешного осуществления данного приема Марк Кукушкин.

Аргументация и поддержка

Основной задачей дебатов является убеждение оппонента в состоятельности своего мнения. Для развития этого умения рекомендуется следующее упражнение. В течение 1-2 минут вам предлагается убедить аудиторию в каком-либо тезисе, сформулированном вами. Лучше, если это будет не очевидная принимаемая большинством идея вроде «дважды два равно четыре», а то, с чем действительно можно поспорить.
Предлагается простейшая схема доказательства вашего тезиса: схема напоминает дом, «крышей» которого и будет ваш тезис. «Стенами» послужат аргументы. Для воздействия на аудиторию достаточно порядка 3-5 аргументов. Наконец, «фундаментом» вашего «дома» должны стать так называемые «поддержки», содержащие информацию о том, почему вам должны поверить. В качестве основных «поддержек» рекомендуются: ссылки на личный опыт; цитаты; литературные, кинематографические и другие культурные примеры; данные статистики; ссылки на источники.

Импровизация

Мастер дебатов готов высказываться в пользу и против любого тезиса. Здесь речь не о том, что у профессионального спорщика не должно быть убеждений как таковых. Просто для обучения искусству дебатов нужно освоить технологию доказательства и убеждения. Предлагается упражнение «Импровизационная речь»: тренер задает тезис, а участник высказывает аргументы в его пользу. Замечательно, если этот участник сможет занять и обратную позицию, то есть высказать аргументы «против».
— Лучше всех обходит ловушки тот, кто умеет их расставлять. В дебатах необходимо изначально предполагать контраргументы оппонента, — прокомментировал Марк Кукушкин.

Проверочные вопросы
«Дебаты» — это групповая игра, в которой участвуют две команды: утверждающая и отрицающая. После выступления одной из сторон другая задает вопросы. Надо понимать, что истина может родиться только в таком споре, где не потерян сам предмет спора. Вопросы оппонентов помогают этот предмет расширить и уточнить. Опытный оппонент обязательно задаст вопрос так, чтобы поставить вас в затруднительную ситуацию.
— Во время одной из игр сторона утверждения доказывала тезис о традиционной роли женщины, связанной с обустройством быта, и отрицающая команда задала вопрос: «Знаете ли вы о том, что говорил о роли женщины Гитлер?». Тем самым у аудитории были вызваны неприятные ассоциации с позицией утверждающей команды, — привел пример Марк Кукушкин.

Осторожно: побочный эффект

Минусом успешного опыта участия в игре «Дебаты» может стать выработка навыка «болтологии», когда победа за счет внешней убедительности становится важнее, чем аргументированная защита своей мысли. Во избежание такого побочного эффекта следует запомнить, что образ оппонента не должен ассоциироваться с образом врага: оппонент – это необходимая сторона ситуации состязательной коммуникации.