Мы вконтакте. Мы с Twitter  

Георгий Дыханов. Где лучше условия для бизнеса?

Всемирный банк и Международная финансовая корпорация в конце октября выпустили седьмой ежегодных доклад посвященный ведению бизнеса в мире — «Duing Business-2010: Reforming throgh Difficult Times» («Ведение бизнеса-2010: Проведение реформ в трудные времена»). Особый интерес в данном исследовании представляет рейтинг, отражающий лёгкость ведения бизнеса в 183 странах мира.

Примечательно, что состав первой десятки не меняется уже несколько лет подряд. Первое место четвёртый год к ряду занимает Сингапур, последовательно проводящий реформы облегчающие условия для бизнеса. В тройке лидеров также Новая Зеландия и Гонконг. Среди аутсайдеров, как обычно, страны Африки — Гвинея-Бисау, ДР Конго и ЦАР.

По активности реформ нормативно-правого регулирования предпринимательской деятельности впервые в исследовании лидирует восточноафриканская страна — Руанда, осуществившая 7 реформ за прошедший год. Там теперь можно начать бизнес за три дня (раньше 2 недели), пройдя всего 2 процедуры (раньше восемь). В общем же реформы были проведены в 131 стране (70% от 183 стран), что является рекордом за все годы публикации настоящего доклада.

В рамках исследования «Ведение бизнеса» анализируются формальные правила, регулирующие предпринимательскую деятельность в стране на протяжении всего цикла деловой активности предприятий, включая порядок создания и непосредственной работы, проведение внешнеторговых операций, уплату налогов и, наконец, ликвидацию предприятий. Россия занимает в рейтинге 120 строчку в общем итоге, что понятно, не очень хорошо влияет на её имидж даже на фоне других постсоветских стран, ведь в рейтинге мы обошли только Украину, Узбекистан и Таджикистан. Грузии, например, удалось приблизиться вплотную к лидерам и занять 11 место.

Особенно удручающие показатели наша страна имеет в сфере строительства. По лёгкости получения строительной документации Россия находится на предпоследнем месте (182). Согласно исследованию, чтобы получить разрешение на строительство необходимо потратить 206 тыс. долл. (2141% от среднедушевого валового национального дохода жителя страны), подготовить 54 документа, что займёт в итоге 704 дня, если, конечно, со стороны предприятия не будет никаких ошибок. Легче всего получить документы на строительство в Гонконге, Сингапуре и Новой Зеландии. В Сингапуре и вовсе существует система позволяющая получать разрешения на строительство через интернет, без личных визитов к регулятору. Неплохие показатели у России лишь по двум параметрам: «Обеспечение исполнения контрактов» (19 место) и «Регистрация собственности» (45 место). Позиции РФ по остальным критериям приведены ниже в таблице.

1212.jpg

Теперь, понимая насколько удручающие положение отечественных предпринимателей в сравнении с другими странами, рассмотрим, насколько различны условия ведения бизнеса в регионах нашей страны, и где власти предпринимают меры для их улучшения. В первую очередь от региональных властей зависят ставки налогов. Они могут повлиять на размеры налога на прибыль организаций, налога на имущество, транспортного налога. Кроме того, они могут устанавливать на своей территории льготные правила в отношении специальных налоговых режимов, самые распространенные из которых – упрощенная система налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Налог на прибыль организаций

Власти субъектов РФ могут понизить ставку налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, до 13,5%. Отметим, что с начала 2009 года общая ставка налога на прибыль составляет 20% (ранее 24%). При этом в региональный бюджет налог зачисляется по ставке 18% (ранее 17,5%), а в федеральный – 2% (Федеральный закон от 30.12.2008 №305-ФЗ). Таким образом, в регионах, где установилен минимум региональной ставки в 13,5%, общая ставка налога для местных предпринимателей будет всего 15,5%.

Регионы снижают ставку для ограниченных категорий предприятий. В основном льгота действует в отношении фирм, которые осуществляют инвестиции в развитие экономики. Это справедливо, в частности, для Санкт-Петербурга и Вологодской области. Кроме того, минимальную ставку региональные власти могут установить для компаний, которые выпускают продукцию, типичную для данного региона и приносящую бюджету основной доход. К примеру, в Ивановской области ставка в 13,5% действует в отношении предприятий текстильной промышленности. Из всех субъектов РФ выделяется Пермский край. Здесь налог на прибыль в региональный бюджет по ставке 13,5% могут платить организации, среднесписочная численность работников которых более 10 человек или доход которых превышает 100 тыс. руб. Иначе говоря, платить налог в региональный бюджет по минимальной ставке вправе абсолютное большинство компаний. Кроме того, льгота распространяется на банки, страховщиков, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональных участников рынка ценных бумаг, ломбарды, организации, занимающиеся производством подакцизных товаров. Однако подобная политика региональных властей – крайне редкое явление.

Налог на имущество организаций

Власти регионов сами устанавливают ставку налога на имущество, при этом она не должна превышать 2,2% (ст. 380 НК РФ). Анализ показывает, что в большинстве субъектов сегодня действует максимальная ставка. Пониженная ставка в 2% действует, например, в Республике Дагестан. Регионы также вправе устанавливать нулевые или льготные ставки. К примеру, в Липецкой области от уплаты налога освобождены компании, выпускающие тракторы. В целом все льготы по налогу на имущество можно разделить на две группы:
1. Условно социальные – для государственных учреждений, религиозных организаций, некоммерческих организаций. К примеру, в связи с подготовкой к Олимпиаде в Сочи власти Краснодарского края установили льготную ставку налога на имущество в размере 0,1% для некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области спорта.
2. Условно инвестиционные – в отношении имущества, используемого в инвестиционных проектах. Так, в Калужской области компании могут не платить налог с имущества, используемого для инвестиций в строительство на территории области.

Транспортный налог

Налоговый кодекс устанавливает минимальные размеры ставки по транспортному налогу (ст. 361 НК РФ). Властям субъектов РФ предоставлено право увеличивать их, но не более чем в пять раз. В целом ситуации по транспортному налогу в регионах несильно отличаются друг от друга. Можно выделить Республику Ингушетия, где действуют минимальные ставки налога (те, что указаны в Налоговом кодексе). Подобная низкая ставка налога установлена также в Республике Алтай – 15 руб. с одной лошадиной силы (сравниваются ставки в отношении легковых автомобилей мощностью от 150 до 200 л. с.). В Калужской и Брянской областях ставка налога тоже не слишком высока – 30 руб. В Санкт-Петербурге, Мурманской и Калининградской областях налоговая ставка по указанным категориям транспортных средств составляет 50 руб., т.е. близка к максимальной. (при этом в Санкт-Петербурге ставки увеличиваются каждый год). А вот максимальные ставки (увеличенные в пять раз) действуют на территории Башкортостана, Карелии, Мордовии и в некоторых других регионах.

В отношении транспортного налога региональные власти также вправе устанавливать льготы. Они могут или освободить компанию от уплаты налога, или установить минимальную ставку, указанную в Налоговом кодексе. Если говорить о льготах для юридических лиц, то они, как правило, действуют для компаний, участвующих в инвестиционной деятельности региона (к примеру, в Республике Татарстан от налога освобождены компании, реализующие инвестиционные проекты на территории республики), а также занимающихся пассажирскими перевозками, сельским хозяйством.

Упрощенная система налогообложения

С 2009 года власти субъектов РФ вправе устанавливать ставку налога в пределах от 5 до 15% для тех компаний, объект налогообложения которых «доходы минус расходы». Ранее для всех налогоплательщиков действовала ставка 15%. По нашим сведениям, этим правом уже воспользовались некоторые субъекты РФ. В Кемеровской области налог снижен до 5% для тех компаний, 80% дохода которым приносит один из 25 перечисленных в региональном законе видов деятельности (производство одежды, мебели, красок и др.). Липецкая, Псковская области и Ямало-Ненецкий автономный округ снизили налог до 5% для всех компаний. Республика Саха (Якутия) и Ростовская область – до 10% (см. таблицу).

Единый налог на вмененный доход

По единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) полномочия у субъектов РФ шире. Региональные власти самостоятельно определяют, по каким видам деятельности будет введен данный налоговый режим, и устанавливают размер корректирующего коэффициента, учитываемого при расчете сумм налога. Наличие или отсутствие ЕНВД – важный фактор, влияющий на общий предпринимательский климат в субъекте РФ. Это касается в основном малого и среднего бизнеса, в первую очередь — в сферах розничной торговли и общественного питания. Так, в Москве ЕНВД не введен (не считая деятельности по распространению наружной рекламы), в результате чего налоговая нагрузка на небольшие предприятия общепита и розничной торговли всегда выше, чем, скажем, в Санкт-Петербурге или других областях.

Льготы и субсидии

Сегодня региональные власти могут в своих бюджетах предусматривать субвенции (субсидии) инвесторам «на уплату налогов». Это означает, что средства, уплаченные компанией в бюджет, в дальнейшем ей будут возвращены. В результате совокупная налоговая нагрузка может быть сокращена практически до нуля. Однако на практике получить субвенции и субсидии в ряде субъектов РФ (например, в Ленинградской области) очень сложно. При этом существует риск, что органы прокуратуры оспорят предоставление субвенций (субсидий) по причине несоответствия федеральному законодательству и потребуют вернуть средства в бюджет. Есть прецедент – дело производителя алкоголя «Веда» (Ленинградская область), с которого взыскали в бюджет более 200 млн руб. – сумму в размере субсидий, предоставленных ранее муниципальным образованием. Это привело к банкротству организации.

Особенности налогообложения в Калининградской области

1213_0.jpg

Особенности ОЭЗ:
Льготы по налогу на прибыль (пониженная региональная ставка):
Ставка – 0% в течение первых 6 календарных лет, начиная со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны. С 7 по 12 календарный год включительно ставка – 1,1%

Льготы по налогу на имущество
Ставка – 0% в течение 6 календарных лет со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны по прибыли от реализации товаров (работ, услуг), полученную при реализации инвестиционного проекта. С 7 по 12 календарный год включительно ставка – 6,75–12%

В нашем регионе налоговый климат крайне неблагоприятен для предпринимателей. Все налоговые ставки (в том числе — на прибыль и имущество) установлены на максимальных значениях, за исключением, пожалуй, налога на транспорт для негрузовой техники, хотя сейчас уже есть инициативы по повышению его до максимальной ставки. Что же касается льгот для резидентов ОЭЗ, то их количество составляет менее 60 крупных компаний, и это скорее «капитализм для своих», чем реальная поддержка для бизнеса. Так что на практике условия для ведения бизнеса в Калининградской области отнюдь не стимулируют развитие ни малого и среднего бизнеса, ни инфраструктуры ведения бизнеса, ни инвестиций.