Мы вконтакте. Мы с Twitter  

Георгий Дыханов: Малый бизнес попал под налоговый пресс

Новые законы предусматривают замену с 1 января 2010 года единого социального налога (ЕСН) тремя видами страховых платежей на обязательное социальное страхование. Если в 2010 году общая ставка взносов сохраняется на прежнем уровне, то уже в 2011 году она повысится до 34% от фонда оплаты труда. В итоге отчисления в ПФ РФ составят 26% (сейчас 20%), в Фонд обязательного медицинского страхования — 5,1% (сейчас 3,1%), в Фонд социального страхования ставка сохранится на прежнем уровне — 2,9%.

Страховые взносы не будут взиматься с выплат в пользу застрахованных лиц, превышающих 415 тыс. руб. в год. Эта сумма подлежит в дальнейшем индексации при росте средней заработной платы в стране. Помимо этого вместо базовой части трудовой пенсии вводится фиксированный базовый размер пенсии, который является элементом страховой части трудовой пенсии. Она станет финансироваться из взносов в ПФ РФ и индексироваться по тем же правилам, что и страховая часть пенсии.

В большинстве стран современного мира системы пенсионного и медицинского страхования основаны на одном и том же перераспределительном принципе. Он означает, что ныне работающие люди оплачивают содержание и лечение нынешних пенсионеров, а перераспределение осуществляется с помощью специального целевого налога. Поэтому и без точных расчётов (а для России такие расчёты если и проводились, то никаких опубликованных данных найти не удалось) ясно, что и в большинстве развитых и постсоциалистических стран этим системам угрожает банкротство.

Пенсии в России действительно низкие, это правда (хотя в сельской местности они кое-где уже больше зарплат, но это потому, что зарплаты там такие). Но поможет ли резкое увеличение фискальной нагрузки решить эту проблему? Комитет Совета Федерации по бюджету отвечает: нет.

Рост пенсионного обеспечения в стране будет наблюдаться лишь в период 2010-2011 годов. Причём даже в это время дефицит Пенсионного фонда будет составлять 2-3% . Уже с 2012 все негативные тенденции в пенсионной сфере проявятся с новой силой. Виновата демографическая ситуация, изменить которую нельзя.

Член Совета Федерации Александр Починок, успевший побывать и министром труда, и главой налоговой службы, уверен, что пенсионная система нуждается в радикальном реформировании. В двух словах: нынешним пенсионерам нужно платить пособие по старости из бюджета (то есть за счет тех, кто работает сегодня), а вот будущие пенсии должны стать чисто накопительными, сколько накопил — столько и получишь. К переходу на полностью накопительную систему призывает и комитет СФ по бюджету.

По мнению Починка, нынешнее повышение страховых тарифов будет стоить стране одного-двух процентов экономического роста. Ведь главными жертвами пенсионной корректировки станут, во-первых, инновационные предприятия, от которых правительство ожидает прорыва, а во-вторых, малый бизнес, на который оно возлагает большие надежды в части создания рабочих мест. Конечно, бизнес в России ушлый и живучий: кто-то погибнет, но большинство приспособится. Но вера в правительство, обещавшее не повышать налоги и не трогать «малышей», потеряна навсегда.

Надежды на ЕСН в сегодняшнем виде, связанные с повышением уровня собираемости налогов и выводом зарплаты из тени, не сбылись. Поэтому принято решение вернуться к системе налогообложения, существовавшей несколько лет назад, но чреватой сегодня для бизнеса вполне определенными трудностями. Увеличение ЕСН с 1 января 2011 г. до 34% больно ударит по малым и средним предприятиям, находящимся на специальных налоговых режимах. По подсчетам экспертов, совокупная нагрузка на фонд оплаты труда таких предприятий возрастет в 2,4 раза, в то время как в неравные условия с ними будут поставлены предприятия, пользующиеся общими режимами налогообложения (нагрузка на них возрастет только в 1,3 раза), а также плательщики единого сельскохозяйственного налога, нагрузка на которых возрастет в 1,4 раза. Предприятия, попавшие под такой налоговый пресс, неизбежно станут применять схемы «налоговой оптимизации», приток инвестиций уменьшится, существенно сократится доходная часть бюджета, зарплата уйдет в тень, сократится количество рабочих мест, уменьшатся поступления налогов на доходы физлиц. Истинные доходы предприятий будут скрываться все чаще, и в результате многие малые предприятия будут вынуждены уйти с рынка.

Сейчас малый бизнес в основном использует «упрощенку». «При таком налоговом режиме руководители предприятий платят с зарплат работников налог в 14%. Не секрет, что зарплаты эти невелики, например, в Москве в среднем по 20—30 тыс. рублей. Поэтому наемные работники просто не успевают выбрать установленный минимум в 415 тыс. рублей. А вот крупные предприятия ТЭКа и банки, в которых месячная зарплата работающих находится на уровне 50—60 тыс. рублей, фактически уже во второй половине года перестанут платить отчисления в фонды. Получается, что налоговая нагрузка в высокооплачиваемых отраслях народного хозяйства будет ниже, чем в низкооплачиваемых. Таким образом, малый бизнес проиграет от нововведения.

Продолжение в следующей части